Сегодня многие предпочитают игры другим развлечениям. Перевоплотившись в вымышленного героя, вы сможете обрести невероятные способности и пережить фантастические приключения. Кино часто обращалось к теме борьбы за выживание в закрытом пространстве. В культовой квадрологии о Чужих, где основой является та же схема, что и в обыкновенном квесте, команда из нескольких человек старается выжить, применяя некоторые технические знания, логику, навыки общения, бега и стрельбы.
«Чужой» 1979 г.
Это вторая полнометражная работа в молодого режиссера Ридли Скотта, хорошо зарекомендовавшего себя до этого в рекламном бизнесе. В фильме семь персонажей – обычные сотрудники исследовательского межпланетного судна, они просто хотят вернуться домой после изнурительной работы. Но именно им предстоит столкнуться с самым страшным испытанием в своей жизни: с Чужим. Противостоять монстру суждено хрупкой молодой женщине, сержанту Рипли. И все же главным героем фильма является не человек, а сам Чужой. Ксеноморф. Идеальный организм и в то же время идеальная машина для убийства, во многом превосходящая людей. В свое время кадры появления Чужого повергли зрителей в оцепенение. И даже сейчас, спустя столько лет, эта сцена является одной из лучших в жанре.
«Чужие» 1986 г.
Джеймс Кэмерон расширил вселенную Чужого. Оригинальная картина была зажата в тиски своего жанра и поэтому не могла претендовать на размах и эпичность. В «Чужих» персонажи существуют не только в замкнутом пространстве межпланетного корабля, но и в окружающем мире. Это уже напоминает нам более сложный квест, экшн-игру. Если «Чужой» был сделан в жанре «survival horror», действие которого происходило в космосе, то «Чужие» превратились в адреналиновый фантастический экшн с элементами хоррора. Снятый много лет назад, этот фильм в разы превосходит многие современные подобные опыты. Кэмерон значительно углубил и расширил образ Рипли, сделав из нее полноценного драматического персонажа. Также режиссер ввел образы харизматичных членов команды: многие зрители до сих пор помнят их поименно.
«Чужой 3» 1992 г.
На космическую станцию переработки руды доставляют пять новых заключенных. В скором времени здесь начинают происходить странные события: несколько человек убиты с особой жестокостью… Это за дело берется автор беспросветных нуаров о неистребимости зла, режиссер Дэвид Финчер. Образ Рипли наконец получает свое завершение. В первом фильме борьба Рипли была направлена на спасение собственной жизни. Во втором –велась борьба за спасение жизни окружающих людей. В «Чужом 3» началась война между двумя видами живых существ. Победитель становится доминирующим видом во Вселенной. Рипли спасает всех и отводит угрозу тотального уничтожения человечества. Темное психологическое кино с напряженной гнетущей атмосферой сразу высоко оценили только европейские интеллектуалы. Лишь годы спустя картина была признана и массовым зрителем.
«Чужой: воскрешение» 1997 г.
Сценарий был написан изобретательным Джоссом Уэдоном. Действие происходит через двести лет на одном из исследовательских кораблей. Рипли клонируют из остатков ее крови. А вместе с Рипли возвращается и королева Чужих… Режиссером четвертой части должен был стать Дэвид Кроненберг, но в конечном итоге им оказался Жан Пьер-Жене. Он сделал авторский фильм, абсолютно типичный для самого себя, но крайне выбивающийся из серии о Чужих. Помимо необычного визуального ряда, разительные перемены произошли и в системе персонажей. Если в первых трех фильмах это были обычные люди, то здесь это сплошные «сверхчеловеки». Рипли же превращается в настоящую чудо-женщину. Жене сделал то, что до него не осмеливался сделать ни Скотт, ни Кэмерон, ни Финчер: он показал Землю! Панорамный план Парижа сопровождается самой мощной фразой Рипли в фильме: «Я и сама здесь словно чужая…». Метафора замкнулась.
«Чужой» породил целое направление в кинофантастике. Именно после этого фильма тема «вынашивания инопланетного организма в человеческом теле» получила колоссальное развитие.
За тридцать восемь лет, прошедших с момента выхода картины на экран, «Чужой» как был, так и остается лучшим представителем своего жанра.
И вряд ли всякого рода приквелам и спин-оффам удастся повторить его эффект, а тем более превзойти. Занавес!
Много интересного о квадралогии, метафорах и символах фильма, необычных интерпретациях образов и влиянии картин цикла на кинематограф и массовую культуру вы узнаете на встречах и обсуждениях в киноклубе «Траффик».