Душа-бабочка: Мария Сибилла Мериан

Душа-бабочка: Мария Сибилла Мериан

О художнице, которой была уготована судьба стать самой яркой и смелой бабочкой на своем веку
Время прочтения:~ 3 мин.

Семнадцатое столетие – это век путешествий и больших открытий. Зажиточные мужчины снаряжали многолетние морские экспедиции и отправлялись на край света, а их верные жены оставались на берегу – среди многочисленного потомства, натертых до блеска бюргерских серебряных подносов, пылящихся фамильных гобеленов и почтенных соседок-матрон. Путь в дальние страны женщинам еще долго будет закрыт… Равно как и путь в искусство. 



Так и Мария Сибилла Мериан, до 40 лет ведшая ничем не примечательную жизнь: сначала – послушная дочь, потом – удачливая и покладистая невеста, наконец – заботливая мать двоих дочерей… Вполне нормальный жизненный цикл бесцветного франкфуртского мотылька XVII века. Но Марии была уготована судьба стать самой яркой и смелой бабочкой на своем веку. 

Всю жизнь Мериан чувствовала внутреннее родство Женщины и Природы. Даже собирала в своем садике разнообразных гусениц, чтобы на досуге наблюдать за их метаморфозами, запечатлевать их тайны в мимолетных и невероятно точных акварелях. Но как же душно постигать чудеса Божьи урывками на заднем дворе! 



И вот она совершает немыслимое: вместе с матерью и дочерьми бежит далеко на север, в религиозную общину, затем – в многонациональный Амстердам. Амстердам… Город купцов и моряков, сувенирных и антикварных лавок. Из Ост- и Вест-Индии сюда стекались разнообразные диковины: коллекции экзотических насекомых, тропических растений, карибских ракушек и индейских амулетов – все причуды расширяющегося мира и Нового времени. Мериан любила выставки редкостей, но ее огорчала эта мертвая, пришпиленная острой иглой энтомолога красота; ей хотелось быть свидетельницей полного чуда жизни. 
 

Судьба вознаграждает (и наказывает!) тех, кто пренебрегает ее законами. Один раз решительно ступив за порог, невозможно остановиться. Судьба и дорога накатывают как лавина, приумножая значение и смысл человеческой жизни

В 1799 году пятидесятидвухлетняя Мария Сибилла Мериан вместе с двадцатиоднолетней дочерью пересекает Атлантику и сходит в тропических джунглях колонии Суринам…


Их приключения в этом и по сей день не исследованном уголке мира заслуживают отдельного романа. Результатом этой поездки стали знаменитые акварели, наполнившие все европейские коллекции, в том числе и паноптикум Петра Великого. Эти неизвестные тогдашней науке цветы и насекомые, идиллии и драмы первородной природы, какая-то интимность и таинственность красок – все это не потускнело с годами, напротив, напиталось новыми смыслами. Если тогда подвиг Марии Сибиллы Мериан воспринимался лишь как авантюрная научная штудия, то сейчас ее тончайшие акварели живо утверждают для нас красоту и сложность Творения, осмысленность и необходимость человеческого дерзания, стремление сильной души-бабочки вырваться за рамки уготованного ей кокона… 



Мария Сибилла Мериан осуществила все это – за два столетия до Гогена.

Вам будет интересно

Сайт «Эгоисты»: как, о чем, зачем

Сайт «Эгоисты»: как, о чем, зачем

О новой электронной версии издания "Эгоисты"

На прочтение:~ 5 мин.
Как развлекаются философы

Как развлекаются философы

Крестовые походы и наблюдение за полетом птиц: топ-10 развлечений классических философов

На прочтение:~ 4 мин.
Бой в летнюю ночь

Бой в летнюю ночь

В Смоленске готовится файт-шоу под открытым небом в духе средневековой Венеции

На прочтение:~ 3 мин.
Мы будем присылать вам только свежие статьи и никакого спама!