Гюстав Моро, или как правильно быть художником

Гюстав Моро, или как правильно быть художником

Этот французский художник XIX века сделал, возможно, самый изящный вклад в историю эгоизма
Время прочтения:~ 4 мин.

Как ни странно, мы еще ни разу не говорили в Эгогалерее о художниках. А ведь художник – это профессия эгоиста по определению. Любой художник является эгоистом, потому что занимается абсолютно бесполезным делом и получает от этого огромнейшее удовольствие. А некоторые даже претендуют на место в истории. Если вы хотите постичь искусство эгоизма – становитесь художником. А если хотите постичь искусство эгоизма в совершенстве – берите пример с Гюстава Моро. Этот французский художник девятнадцатого века сделал, возможно, самый изящный вклад в историю эгоизма.


Он писал все то, что волнует только настоящих эстетов – богов и богинь, нимф и вожделеющих их циклопов, хрупких поэтов, Сафо, сумрачные дворцы, похожие на храмы и сумрачные скалы, похожие на дворцы. 


Его называли художником-ювелиром, потому что Моро насыщал свои холсты огромным количеством самоцветов, сокровищ, фантастических украшений. Его богини лежат на скалах, и их белые тела покрыты драгоценностями. По картинам Моро прямо видно, как художник наслаждается собственной живописью, испытывает восторг от полупрозрачных ярких мазков, от изысканных орнаментов. Его утонченная манера оригинальна и опережает время. Моро создал символизм за несколько десятилетий до официального появления этого направления в живописи.


Самой любимой темой Моро была Саломея. Это, в принципе, была самая модная тема в девятнадцатом веке, очевидно, тогда мужчин волновали шикарные женщины, способные на убийство, а не силиконовые телочки без мозгов, как в наши дни. Саломея танцует на картинах и гравюрах художника, она излучает секс и вводит в транс. Ирод на троне скрыт тенью и возбужден, но Саломея углублена сама в себя, она ждет крови и упивается ритмом и чувственностью. Жертвоприношение, казнь, блеск изумрудов, вожделение и нарциссизм – все это в танце Саломеи. Все денди девятнадцатого века – Робер де Монтескью, Жорис-Шарль Гюисманс, Оскар Уайльд – восхищались Саломеями Моро.


Гюстав Моро был настолько совершенен в своем эгоизме, что никогда не выставлялся и не продавал свои картины.

Я так люблю мое искусство, что почувствую себя счастливым, только если буду писать для самого себя

говорил он. Он был отшельником и мизантропом и писал исключительно ради самолюбования и для вечности. После смерти Гюстав Моро завещал государству свой особняк, хранящий больше тысячи картин. Гениальное решение, как войти в историю и никому ничего не доказывать. А в Париже теперь есть музей Гюстава Моро.


Надо сказать, что, несмотря на отшельничество, Моро был прекрасным преподавателем и воспитал таких звезд, как Матисс, Руо, Марке. Но все они были уже авангардистами, и поэтому вы их сейчас, скорее всего, знаете, а утонченного Гюстава Моро – не особенно. В преподавании Моро считал, что надо развивать индивидуальность ученика, а не навязывать ему что-либо. Очень верный принцип, хотя и есть риск вырастить фовистов. Полистайте картины Гюстава Моро, медленно, как это делали денди девятнадцатого века. Подумайте о сокровищах, о скалах, о совершенном теле, представьте парижский особняк, закрытый для всех, и возможно, вы немного приблизитесь к пониманию того, что такое быть эстетом и эгоистом.

Вам будет интересно

Сайт «Эгоисты»: как, о чем, зачем

Сайт «Эгоисты»: как, о чем, зачем

О новой электронной версии издания "Эгоисты"

На прочтение:~ 5 мин.
Как развлекаются философы

Как развлекаются философы

Крестовые походы и наблюдение за полетом птиц: топ-10 развлечений классических философов

На прочтение:~ 4 мин.
Бой в летнюю ночь

Бой в летнюю ночь

В Смоленске готовится файт-шоу под открытым небом в духе средневековой Венеции

На прочтение:~ 3 мин.
Мы будем присылать вам только свежие статьи и никакого спама!